Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Описание коррекционно-развивающей программы «Методика замещающего онтогенеза»

В каждый возрастной период эволюционно-генетическая программа развития мозга и его психических функций может быть реализована только при выполнении определенных условий:

 

  • Предшествующие этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно.
  • Для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития. В условиях семьи следует разработать систему воспитания с едиными требованиями от всех членов семьи, что будет способствовать психическому развитию ребенка, а не тормозить его. Кроме того, психическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков опрятности и самообслуживания (навыки посещения туалета, одевания, приема пищи и т.д.) Помните: воспитание, как и развитие, процесс круглосуточный. Воспитательные мероприятия на наших занятиях не предусмотрены.
  • Должны быть максимально элиминированы (убраны) последствия пренатальных (внутриутробных), натальных (во время родов) и постнатальных (первые месяцы и годы жизни) повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие ребенка. В связи с этим перед началом коррекционно-развивающих занятий ребенка обязательно нужно обследовать у детского невролога и мануального терапевта (допплерография, рентген шейных отделов спинного мозга, электроэнцефалограмма и т.д.), при необходимости провести лечение. Помните: причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы. Сначала с ребенком должны работать врачи, а потом психологи, логопеды и дефектологи.

Коррекционно-развивающий процесс предполагает возвращение назад по онтогенезу (принцип «замещающего онтогенеза» Семенович А.В. и Архипова Б.А.) и новое выстраивание программы психического развития.

В ходе занятий стимулируется биологически правильный двигательный стереотип ребенка, активизируется психомоторная программа развития с учетом её этапности по методу В. Войта (стабилизация равновесия, перевороты, ползание с постепенной вертикализацией).

Методика замещающего онтогенеза относится к каузальным технологиям, то есть направлена на причину отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру психических нарушений.

Коррекционно-развивающий процесс построен так, что на первых занятиях происходит намеренное «уменьшение возраста» ребенка через упражнения «Яйцо» и «Тоннель», «возврат ребенка назад» по этапам развития новое выстраивание программы психического развития. Помните: не рекомендуется выводить ребенка из программы в середине занятий. Старайтесь не пропускать занятия, особенно без уважительной причины. О необходимости длительных пропусков занятий (более 2-х) по уважительной причине предупреждайте заранее психолога-инструктора.

Занятия по Методике предполагают гармоничное развитие всех высших психических функций головного мозга (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и т.д.).

К основным коррекционно-развивающим направлениям программы можно отнести:

  • развитие стволовых структур и вестибулярно-моторных координаций (основа работоспособности, телесного здоровья и иммунитета);
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие соматогнозиса (восприятие тела);
  • развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
  • развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и саморегуляция, и т.д.);
  • развитие коммуникативной сферы (общение).

Программа первого (базового) уровня состоит из 30 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, коррекционно-развивающий цикл рассчитан на 4 месяца. Время проведения занятий – 40-50 минут. Перед занятием у детей есть 10-15 минут на то, чтобы попрыгать на батутах, покачаться, покрутиться (активизируются стволовые структуры мозга), поиграть в развивающие игры (происходит адаптация и врабатывание в занятие). Оптимальное число участников группы – 8-14 человек, возраст детей – 3,5-10 лет.

Занятия могут проводиться индивидуально, однако групповые занятия имеют больший коррекционно-развивающий эффект: «То, что нельзя сделать индивидуально, сделает группа».

При желании можно повторить программу первого уровня или продолжить занятия на втором (более сложном) уровне, также состоящим из 30 занятий. Это зависит от особенностей развития ребенка.

Усилить коррекционно-развивающий эффект у Вашего ребенка помогут занятия плаваньем, верховой ездой, музыкой, танцами и т.д.

Нейропсихологическая диагностика проводится во время наблюдения за ребенком на занятии. Каждое упражнение на занятии является не только развивающим, но и диагностическим. Информация о ребенке, полученная в процессе его деятельности, является наиболее информативной и показательной. Консультации для родителей проводятся во время тематических семинаров и в процессе посещения детьми занятий.

Группы начинают свою работу 2 раза в год - в сентябре и январе.

На занятия необходимо приходить за 10-15 минут до начала (не раньше!). Длительное ожидание утомляет ребенка и снижает эффективность коррекционно-развивающей работы. Ожидая начало занятия, следует соблюдать тишину и порядок.

Ребенок должен быть здоров и одет в удобную одежду (колени и локти закрыты, на ногах - носки или чешки).

На занятие ребенку необходимо принести индивидуальную бутылочку с питьевой водой. Бутылка с водой должна быть узнаваема для ребенка и отличаться от других бутылок (наклейка, игрушка, ленточка и т.д.). Помните: активность мозга ребенка (как и любого человека) зависит от многих факторов, в том числе и от количества воды, выпитой в течение дня. Каждому человеку необходимо выпивать в день 25 миллилитров воды на каждый ктлограмм тела (не чая, не молока, а воды). Ежедневное употребление необходимого количества воды улучшает концентрацию внимания, умственную и физическую активность, повышает стрессоустойчивость.

Родители иногда могут посещать занятия и наблюдать за своим ребенком (1-2 человека). Однако, не следует злоупотреблять правом присутствия на занятиях, т.к. это мешает проведению занятия, отвлекает детей, снижает степень ответственности и самостоятельности ребенка.

Следует ежедневно выполнять домашние задания (с усложнением), которые предлагаются ребенку. Помните: психическое развитие – процесс круглосуточный, 2-х часов коррекционно-развивающих занятий в неделю недостаточно для гармоничного и полноценного развития ребенка. Чем больше родители включены в развивающий процесс, тем эффективнее будут занятия.

Если Вы заметили изменения в развитии, поведении или обучении у своего ребенка (позитивные/негативные), об этом желательно сообщить психологу-инструктору. Это поможет нам подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Обращайте внимание на информацию (объявления), размещенную на доске. Это обеспечит эффективность нашей совместной деятельности и позволит избежать недоразумений при переносе занятий.

Занятия проводятся по согласованному с родителями расписанию в любую погоду (мороз, дождь и т.д.), в праздники, во время каникул. Если на занятие придёт один ребенок, то занятие всё равно состоится.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту