Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

В последнее время одной из широко обсуждаемых проблем практической психологии является роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей. Мозжечок (от лат. «cerebellum» - малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.

Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие:

Игрушкам и игровой деятельности у детей большое значение уделялось еще в древности. Самые первые игрушки, найденные при археологических раскопках на территории Древнего Египта, датируются III тысячелетием до нашей эры. Помимо выполнения игровых функций, игрушки были связаны с различными формами религии той эпохи и использовались в качестве оберегов, а также как часть различных ритуалов. Изготавливали игрушки из любых подручных материалов: сначала из кости, дерева, глины и растений, позднее из ткани, стекла, кожи и железа.

Со времен Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима известны погремушки (трещотка, кретала, систр и др.), фигурки животных (коров, собак, кошек и др.), куклы, мячи, волчки и др. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил», «Тигр», «Месильщик теста». Популярными игрушками того времени, особенно в Древней Греции, были фигурки коня. На археологических раскопках находят также кони-каталки, сделанные в V в. до н. э.

Александр Македонский знал поименно всех солдат в своей армии. Академик А. Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти. А великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно. И эти возможности не уникальны. Каждый из Вас может расширить свою память до тех же пределов. Для этого надо лишь регулярно упражнять свой мозг.

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить.

Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.

Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей.

И я обязан уважать и учитывать эти различия

(Ковалев С.В.)

В 1982 году американский психонейрохирург Р. Сперри получил Нобелевскую премию за фундаментальное откры­тие в области различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга. Результаты исследования Р. Сперри показали, что левое полушарие – это анализ, дедукция, конвергентное мышление (от общего к частно­му), факты, данные, цифры, конечный продукт, структура, логика, математические модели, целесообразность, последовательное решение задач, вербальный (словесный) язык, планирование, самоконтроль, произвольное внимание, любовь и альтруизм, воля и ответственность и т.д. Правое полушарие – это образ тела, идеи и чувства, индукция, дивергентное (от частного к об­щему) глобальное мышление; процесс, а не результат; использование опыта; обучение через образы; интуиция, медитация, мистика; запоминание лиц, спонтанность, фантазии; пространственные представление; восприятие звуков и шумов; творчество и т.д. Одно из полушарий человека может доминировать, то есть вносить больший вклад в его индивидуально-психологические особенности, которые, кроме того, формируются в зависимости от социально-культурных условий общества.

Страница 1 из 5

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту