Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Все хорошо вовремя

(Ратнер А.Ю.)

О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Ф. Лесгафта и др., которые показали влияние моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких также подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. … Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90%)».

 

Психомоторное развитие ребенка является базальным уровнем для его дальнейшего психического развития (познавательное, эмоциональное, социальное), которое, в свою очередь, обусловливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.

На первом этапе психомоторного развития (0-1,5 года) ребенок своевременно должен начать сидеть, ползать, стоять и т.д. Ползание на четвереньках должно сформироваться после 6-ти месячного возраста. Следует помнить, что при отклоняющемся психическом развитии может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, сидя, назад), что отразится на дальнейшем развитии ребенка.

У ребенка в определенное время (в 6 месяцев) и в определенном порядке (с нижних резцов) должны начать расти зубы. Известно, что время, порядок появления и смены зубов являются яркой иллюстрацией психического развития ребенка. Например, о готовности ребенка к обучению в школе свидетельствует смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные (четыре сверху и четыре снизу), что подтверждается и результатами современных исследований, и народной мудростью. Еще наши бабушки и дедушки говорили о том, что если у ребенка не поменялись передние зубы, то его рано отдавать в школу. В настоящее время в первый класс идут дети (в основном мальчики) с молочными передними зубами. Именно у этих первоклассников появляются многочисленные проблемы в обучении: низкая успеваемость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения в формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет), частые простудные заболевания и т.д.

В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.

W.OEatonA.PYu в своих исследованиях показали, что двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем, у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.

Следует учитывать, что у каждого ребенка существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными особенностями и социальными условиями. Поэтому возрастные нормы перехода от одного этапа развития к следующему имеют несколько размытые границы. Например, Г. Крайг систематизирует достижения дошкольников до 7-ми летнего возраста в области психомоторного развития следующим образом:

Возраст

Грубая моторика

Тонкая моторика

2-3 года

Быстрое увеличение роста и веса. Ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться двумя руками за опору. Обладают малой выносливостью.

Берут предметы двумя руками.

3-4 года

При ходьбе и беге ставят ноги ближе, чем раньше, и лучше удерживают равновесие. Передвигаются плавно и ровно.

Берут предметы одной рукой. Рисуют на бумаге разводы и каракули. Складывают в кучу кубики.

4-5 года

Могут менять ритм бега. Неуклюже передвигаются скачками, умеют прыгать. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений.

Рисуют карандашом простые формы и фигуры. Рисуют красками. Делают из кубиков постройки.

5-6 лет

Могут ходить по бревну. Ловко прыгают и стоят на одной ноге. Не способны связывать отдельные моторные навыки в сложное единое действие.

Могут одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода.

6 -7 лет

Плавное, медленное и устойчивое увеличение роста и веса. Устойчивый рост физической силы. Совершенствование двигательных способностей. Улучшение координации и физической ловкости. Могут ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, танцевать, писать и играть на музыкальных инструментах. Могут играть в баскетбол, футбол, бейсбол и т.д. Повышение вариативности исполнения освоенного действия, но без увязывания с другими действиями.

Могут разрезать ножом мягкую пищу, завязать простой узел. Совершенствуется изобразительная деятельность. Могут рисовать карандашами различные фигуры (круг, квадрат, треугольник), вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры.

Возрастная периодизация двигательного развития детей по Т.Г. Визель включает следующие этапы:

Возрастной период

Основная характеристика возрастного периода

0-1,5 месяцев

Безусловно-рефлекторный период. Врожденное беспорядочное движение руками и ногами, лежа на спине.

2 месяца

Начало ориентировочной деятельности, включение в работу элементарных уровней коры мозга.

3-4,5 месяцев

Включаются в работу двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок высоко поднимает голову, лежа на животе; играет со своими руками, осматривает их. Продолжается развитие ориентировочной деятельности. Расширяется сфера окружающего пространства.

5-5,5 месяцев

Активизируется созревание теменных структур мозга. Начинается освоение схемы тела, продолжается развитие предметной деятельности.

5,5-6,5 месяцев

Созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей. Ориентировочная деятель­ность приобретает более сложный характер. Идет подготовка к сложной предметной деятельности.

6,5-7,5 месяцев

Период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Еще более активизируется теменная доля мозга.

7,5-8,5 месяцев

Теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми (кинестетический и кинетиче­ский праксис). Ребенок может сидеть без поддержки. Усложняются двига­тельные координации: ребенок поднимает предмет двумя рука­ми. Стоя на ножках, ребенок делает попытки пружинить на них.

8,5-9,5 месяцев

К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. Появ­ляется произвольность и владение телом. Он перевора­чивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а имен­но хлопки в ладоши (жестовая коммуникация).

9,5-11 месяцев

Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Начинается период ползания. Совершенствуется пальцевой праксис. Предметная деятельности достигает в этот период сложных форм («пинцетный захват» пальцами).

11-12 месяцев

Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение (попытки вставать и ходить). В предметной деятельности идет совершенствование кис­тевого и пальцевого праксиса (бросание).

1-1,5 года

Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Совершенствуется манипуляция предметами (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.), координация дви­жений (подкорковые структуры мозга, мозжечок). Ребенок встает на ножки самостоятельно, ходит. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляют­ся попытки рисовать (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятель­ность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика.

1,5-2 года

Происходит освоением рельефа, что обусловлено формированием ассоциативных связей между теменно-премоторными и затылочными зонами: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, дер­жась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.

2-3 года

Возраст первых «трюков». Активное развитие подкорковой и мозжечковой двигательных систем обеспечивают сложные двига­тельные координации: ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия, спускается по лестнице приставным шагом; пытается поймать мяч, который катится к нему; строит башенку из 4-х кубиков.

3 года

Появление первых двигательных автоматизмов. Ребенок может стоять на одной ноге, вставать на цыпочки, пинать мячик одной ногой, крутить педали трехколесного велосипеда, раскатывать пластилин в «колбаски», резать бумагу ножницами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет), что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития).

Развитие моторики глаз

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Упражнения улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости; совершенствуют координацию мышц глаза; повышают устойчивость вестибулярных реакций; стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение; предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; стимулируют сокращение и расслабление зрачков. В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.

«Фигуры».

 Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»

 вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Цифры».

 Глазами напишите цифры от 0 до 9.

«Имя».

 Глазами напишите свое имя и фамилию.

«Пружинки».

 Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).

«Глазки отдыхают».

Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Массировать брови от переносицы к вискам.

Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 сек. Повторить 5-6 раз. Быстро моргать в течение 1 -2 мин.

Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 сек. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 сек. Повторить 3-5 раз.

«Индеец Зоркий глаз».

 Детям предлагают:

- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми.

- Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него взгляда. Повторить 3-4 раза.

- Отвести правую полусогнутую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами, вернуть игрушку в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Выполнить то же упражнение для левой руки.

- Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполнить упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.

- Взять мяч в руки. Поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч. Опустить мяч. Поднести мяч к носу. Отвести в исходное положение. Следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз.

- Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз.

- Похлопать веками, представить, что это крылья бабочки. Продолжать хлопать, начиная рисовать руками зеркально-симметричные узоры. Сначала смотреть на руки, потом сквозь них.

- Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами так, как будто ловите солнечный свет. Взять солнечный луч и посмотреть на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представить темноту и расслабиться.

- Сложить руки вместе перед лицом. Моргнуть и посмотреть на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторить в другую сторону. Отдохнуть. Затем моргать и смотреть только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копать» пространство слева, потом справа, затем внизу.

«Восьмерки».

 Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмерку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать «рисовать», увеличивая размеры восьмерки.

«Крылья».

 Встаньте. Ноги на ширине плеч. Колени расслаблены. Потрясите руками и согните локти. Прочертите восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивать вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз вдохните и представьте, что парите.

Перекрестные телесные упражнения

При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.

«Зеркальное рисование».

p> Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.

«Паровозик: чух-чух-чух».

 Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

«Перекрестный шаг».

 Делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасайтесь руками к противоположным коленям перед собой, затем за спиной – к противоположным пяточкам. Движения можно сопровождать прыжками на месте.

«Рыбки».

 Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

«Клешня краба».

 Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.

«Носик-художник».

 Глубоко дышите животом, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.

«Паучок».

 И.п. – сидя. Отталкиваясь от пола правой ногой и левой рукой одновременно, необходимо продвинуться вперед. Затем оттолкнуться от пола левой ногой и правой рукой одновременно и т.д. В качестве усложнения для данного упражнения может послужить подключение разнонаправленных движений глаз и языка: отталкиваются левая рука и правая нога, высунутый язык влево - глаза вправо; отталкиваются правая рука и левая нога, высунутый язык вправо - глаза влево.

Хождение на четвереньках.

 При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Голова поднята, взгляд направлен вперед. Перекрестная ходьба (левая нога+правая рука, правая рука+левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука+правая нога, левая рука+левая нога).

Усложнение. Одновременно шагают левая рука и правая нога. Глаза двигаются в сторону шагающей руки, язык в противоположную сторону.

Хождение на четвереньках.

 Вперед «шагает» левая рука и правая нога. Глаза двигаются в сторону «шагающей» руки, язык – в противоположную сторону. Затем «шагает» правая рука и левая нога. Смена положения глаз и языка.

«Крабики»

 (Васильева Н.В.). Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. Движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.

«Шея».

 Упражнения для разминки мышц шеи и увеличения подвижности шейных позвонков включают: повороты головы (влево - вправо); наклоны головы (вверх - вниз, вправо - влево); вращение головы (вправо - влево).

«Гусеница».

 Детям предлагают лечь на спину, ноги согнуть в коленях. Изобразить «гусеничную» походку снизу вверх по направлению к голове. Оттолкнуться пяткой одной ноги, затем другой. Включить в движение спину, бедра, руки, затылок.

Удержание двигательных программ

Детям предлагается 25-30 раз выполнить одну и ту же двигательную программу (можно ходить по периметру зала, в котором проводятся занятия). Двигательные программы могут быть следующие:

- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши. Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º. Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º, присесть на корточки, сделать два хлопка по полу ладошками, встать на ноги. Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º, присесть на корточки, сделать два хлопка по полу ладошками, встать на ноги, проговорить «ХА-ХА».Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º, присесть на корточки, сделать два хлопка по полу ладошками, встать на ноги, проговаривать, чередуя «ХА-ХА» и «НЮ-НЮ». Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать два шага назад, один вперед, прыжок на месте, отстучать в ладоши ритм «1-1-11», назвать свое имя. Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать два шага назад, один вперед, прыжок на месте, отстучать ритм «11-1-11» ладошками, затем тот же ритм правой ногой об пол, назвать имя друга. Упражнение повторить 25-30 раз.

- Сделать правой ногой шаг вперед, левой ногой отстучать ритм «1-11-111»; левой ногой шаг вперед, правой ногой выполнение ритма «11-1-11», чередуя называть своем имя и имя друга. Упражнение повторить 25-30 раз.

Развитие моторной координации

Плавание.

 Ранее плавание способствует не только развитию моторной координации, но и в целом оптимизирует психическое и физическое развитие ребенка, нормализует тонус мышц, улучшает кровообращение и укрепляет нервную систему. Начинать обучение плаванию рекомендуется на 4 неделе жизни ребенка (Васильева Н.В.). Специалисты также считают, что если научить ребенка плавать самостоятельно до одного года, то будут элиминированы многие последствия натальных (родовых) повреждений центральной нервной системы. Интересные результаты в этом направлении получил О.В. Секанья (г.Тверь), который работает по авторской программе обучения плаванию детей в возрасте до одного года.

Динамическая гимнастика перед занятием в бассейне (Секанья О.В.)

Обучение детей плаванью (Секанья О.В.)

Иппотерапия.Верховая езда на лошадях способствует развитию ритмов, пространственных представлений, моторной координации, соматогнозиса (восприятие собственного тела). Недаром детей с детским церебральным параличом, аутизмом, сколиозом, остеохондрозом и другими нарушениями высаживают на лошадей, получая позитивную динамику их развития. Дело в том, что температура тела лошади на 1,5-2 градуса выше температуры тела человека, что усиливает кровоток и разогревает мышцы наездника. Во время ходьбы лошадь совершает до 110 разнонаправленных колебательных движений, что при непосредственном контакте с телом лошади (ребенок садится на лошадь без седла) играет роль массажа и задействует все мышцы тела. Во время верховой езды ребенок вынужден непрерывно удерживать равновесие, вместе с лошадью выполнять движения в трех плоскостях пространства: вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту