Статьи и обзоры nachodki.ru

Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации

Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей.

И я обязан уважать и учитывать эти различия

(Ковалев С.В.)

В 1982 году американский психонейрохирург Р. Сперри получил Нобелевскую премию за фундаментальное откры­тие в области различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга. Результаты исследования Р. Сперри показали, что левое полушарие – это анализ, дедукция, конвергентное мышление (от общего к частно­му), факты, данные, цифры, конечный продукт, структура, логика, математические модели, целесообразность, последовательное решение задач, вербальный (словесный) язык, планирование, самоконтроль, произвольное внимание, любовь и альтруизм, воля и ответственность и т.д. Правое полушарие – это образ тела, идеи и чувства, индукция, дивергентное (от частного к об­щему) глобальное мышление; процесс, а не результат; использование опыта; обучение через образы; интуиция, медитация, мистика; запоминание лиц, спонтанность, фантазии; пространственные представление; восприятие звуков и шумов; творчество и т.д. Одно из полушарий человека может доминировать, то есть вносить больший вклад в его индивидуально-психологические особенности, которые, кроме того, формируются в зависимости от социально-культурных условий общества.

За более чем два десятилетия после открытия Р. Сперри проведено множество исследований в области индивидуальности людей с различной латеральной организацией мозга, защищены десятки диссертаций, написаны научные статьи и монографии. Но, к сожалению, до сих пор психофизиология и педагогика существуют изолированно друг от друга. В 80-х годах прошлого столетия Т.П. Хризман сделала попытку создания нового направления в науке – нейропедагогики, которое необходимо развивать совместными усилиями психологов и педагогов, практиков и теоретиков, дидактов и методистов, и т.д.

Учителю в процессе организации учебной деятельности на уроке необходимо уметь оперировать данными не только о межполушарной асимметрии1, но и об особенностях сенсорного восприятия каждого учащегося в классе. Известно, что информация, воспринимаемая учащимися в процессе обучения, поступает к ним в виде образов, звуков и ощущений (обоняние, осязание, вкус). Называются эти каналы восприятия – сенсорные системы или модальности восприятия. По признаку предпочитаемой модальности правополушарных школьников можно разделить на визуалов (зрительное восприятие) и кинестетиков (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие), а левополушарных – на аудиалов (слуховое восприятие). Модальность учащихся является «одним из самых мощных фильтров, определяющих мо­дель мира человека. … Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а тре­тьи начнут ее ощупывать» (Ковалев С.В.).

Исследования Джона и Майкла Гриндеров показали, что у 73% учащихся в классе в разной степени развиты и визуальная, и аудиальная, и кинестетическая модальности. Однако оставшиеся 27% школьников являются в чистом виде визуалами, кинестетиками или аудиалами. Именно они чаще всего испытывают неудачи в учебной деятельности.

Формирование учебной мотивации школьников на организационном этапе урока

Формирование мотивации на познавательном уровне. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности школьников. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность к самореализации в личностном плане. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, в большей степени связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять принципы убеждения других людей, осознать свое положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу учителя.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Для них свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Для них более значимым является качество знания, а не балловая оценка учителя (Изюмова С.А.; Николаенко Н.Н.; Ливер Б.Л.; Спрингер С., Дейч Г.; Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.; Хризман Т.П., Еремеева В.Д.; Сиротюк А.Л.).

Формирование мотивации на пространственном уровне. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления являются правополушарными, а вправо — левополушарными учащимися. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Визуалов следует посадить на первые парты, а кинестетиков – на последние. Для активизации познавательной деятельности кинестетикам необходимы движения, поэтому им можно разрешить разминать руками пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы, вставать и т.д. На последних партах они меньше будут мешать остальным школьникам.

Для левополушарных учащихся рабочей полусферой пространства является правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место за партой левополушарных школьников находится на первом ряду.

Правильное определение психофизиологического места каждого ученика в классе активизирует учебный процесс, предупреждает возникновение невроза и стресса, снимает неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.

Примерная схема расположения учащихся в классе

Классная доска

1-ый ряд

Левополушарные:

аудиалы

2-ой ряд

Равнополушарные:

Визуалы, аудиалы, кинестетики

3-ий ряд

Правополушарные:

визуалы, кинестетики

Формирование мотивации на сенсорном уровне. Для наиболее лучшего восприятия правополушарными учащимися информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска и темный мел. Для левополушарных школьников – темная доска и светлый мел.

Правополушарные учащиеся лучше воспринимают низкие (мужские) голоса, а левополушарные высокие (женские) голоса.

Формирование мотивации на биохимическом уровне. Современные исследование показали, что обработка всей эмоциональной и познавательной информации имеет биохимическую природу - происходит выброс определенных химических веществ. Если познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного интереса и положительных эмоций, то вырабатываются такие вещества, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют процесс усвоения знаний, а также делают мышление и запоминание более результативными. Если же обучение построено на принуждении, негативных эмоциях и создает ситуацию стресса для школьников, то образуются такие химические вещества как адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию. В этом случае образование превращается в «натаскивание» учащихся. Следовательно, для формирования учебной мотивации у всех школьников необходим высокий уровень положительных эмоций, поэтому уроки должны быть увлекательными и захватывающими. Другими словами, необходима ситуация радости и успеха (!) в процессе обучения, что обеспечит формирование мотивации на биохимическом уровне.

Кроме того, известно, что каждый ребенок рождается со стремлением к новизне (неофилия), являющейся одним из условий его успешного развития и, несомненно, основой формирования учебной мотивации. Страх перед новизной (неофобия), защитные механизмы от новой информации, а также низкая учебная мотивация школьников формируются в результате приобретения ими собственного негативного опыта в учебном процессе.

Мотивационный и операциональный компонент учебной деятельности взаимосвязаны, но их развитие может проходить в разные периоды школьного становления. Успех в обучении является для школьников дополнительным мотивирующим фактором, способствующим развитию социальных мотивов обучения. Без соответствующей мотивации невозможно формирование операционных навыков в процессе обучения. Неудачи в учебной деятельности, особенно длительные, приводящие к устойчивой неуспеваемости, отрицательно сказываются на учебной мотивации в целом.

Формирование учебной мотивации школьников на операциональном этапе урока

Полно­ценное взаимодействие учителя с учащимися на уроке возможно только в том случае, если он владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях (многосенсорное обучение). Учитывая особенности современной системы обучения, в наиболее выгодном положении находятся левополушарные аудиалы, которым наиболее комфортно на лекционных занятиях. Кое-какую наглядность используют учителя для визуалов. Однако кинестетикам нечего пощупать, понюхать и попробовать на вкус почти на всех уроках. Используя данные о ведущей модальности учащихся, учитель может оптимизировать обучение за счет использования соответствующих способов подачи учебного материала, опираясь на те навыки, которые развиты у школьников. Определить ведущую модальность восприятия учеников можно не только по специальным психологическим тестам, но и по наблюдению за словоупотреблением, физиологическими признаками, особенностями в обучении и поведении школьников.

Словоупотребление. Учащиеся каждой модальности имеют свой предпочитаемый язык, который позволяет наиболее полно усвоить получаемую информацию.

Визуал наиболее часто употребляет слова, связанные с деятельностью глаз: «видеть», «показывать», «обозревать». Например, «дайте мне взглянуть»; «хочу показать»; «посмотрите, что я говорю»; «мы понимаем друг друга с полувзгляда»; «ясная картина» и т.д.

Кинестетик предпочитает следующие слова и выражения: «чувствовать»; «ухватывать»; «касаться»; «дайте мне потрогать (понюхать, попробовать на вкус)»; «почувствуйте, что я говорю»; «мы понимаем друг друга с полужеста (полувздоха)» и т.д.

Аудиала можно узнать по таким словесным признакам: «слушать»; «звучать»; «настраивать»; «оглушить»; «скрипеть»; «звенеть»; «скрежетать»; «расскажите мне»; «послушайте, что я говорю»; «слишком громко звучит»; «мы понимаем друг друга с полуслова»; «ритм», «звуки», «подобные речи» и т.д.

К полимодальным (нейтральным) слова, подходящим к любой модальности относятся: «считать»; «знать»; «понимать»; «помнить»; «осознавать»; «думать»; «воспринимать», «верить», «объяснять» и т.д.

Физиологические признаки. Опираясь на исследования В. Сэтир, Ф. Пуселик и Б. Люис в своих исследованиях пришли к следующим заключениям.

Визуалы обычно ходят с прямыми плечами, шеей и спиной; подбородок поднят вверх. Движения визуалов резкие и порыви­стые. Ребра не выдаются вперед, дыхание ключичное (грудная клетка поднимается вверх). У визуалов высокий голос; во время молчания губы плотно сжаты. Основные движения происходят вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуривание бровей.

Кинестетики обычно бывают более «рыхлыми», с круглыми плечами; часто наклоняются вперед при общении; подбородок опускается вниз; имеют более выдающиеся ребра по сравнению с людьми других модальностей; дышат нижней частью легких (животом); губы пол­ные и мягкие; основные движения около живота; имеют раннее физическое развитие.

Аудиалы чаще имеют субтильную конституцию; при общении руки сложены на груди, а голова наклонена вниз и в сторону, как бы слушая; хорошо имитируют тональность и высоту голоса; основные движения вокруг рта, ушей и груди; дыхание происходит полной грудной клеткой (грудью).

Особенности в обучении и поведении. Визуалы, как правило, наблюдательны; ориентированы на внешний вид; с трудом запоминают словесные инструкции, но хорошо запоминают образы; не отвлекаются на шум (часто внешний ритм даже способствует быстрому усвоению материала); испытывают замешательство, читая слова, которые раньше не видели; в чтении успешны; отличаются живой образной фантазией. При обучении визуалов необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания; записывать действия; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Таким учащимся результативнее самим читать текст учебника, чем слушать устное объяснение темы учителем. Для повышения работоспособности визуалов освещение рабочего места должно быть хорошим. В сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность, так как создаются помехи для зрительного восприятия. Для привлечения внимания визуала к учителю на протяжении всего урока, внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями (шарфик, галстук, одежда и т.д.).

Кинестетики при общении стоят близко, стараясь под любым предлогом касаться собеседников; подвижны; имеют хорошо развитую координацию движений; много жестикулируют; обучаются, делая на практике; при чтении водят пальцем по строчке текста; помнят общее впечатление; имеют хорошую интуицию; слабы в деталях; лаконичны; в речи используют слова, преувеличивающие описываемые события. При обучении кинестетиков следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала. Учитывая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, необходимо предлагать им задания, связанные с практической деятельностью (опыты, лабораторные работы, проигрывание информации, переписывание текстов, сбор гербария и т.д.). При объяснении новой темы можно использовать прием преувеличения значимости событий. Для повышения работоспособности кинестетикам необходимо комфортное состояние тела: тесная обувь или низкая/высокая температура в классе негативно влияют на протекание познавательных процессов.

Аудиалы часто разговаривают сами с собой; говорят ритмически; легко отвлекаются на шум; предпочитают счет и письмо; легко осваивают иностранные языки; обучаются, слушая; хорошо читают новые слова; разговорчивы; любят дискуссии, споры и размышления; легко повторяют услышанное; шевелят губами, проговаривая слова при чтении. Работая с аудиалом, можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению информации (помехи для слухового восприятия).

Замечания ученикам необходимо также делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Экспериментальные данные Л.М. Митиной подтверждают значительное улучшение качественных и количественных показателей внимания (на 20,3 %) и памяти (на 19,7%) в условиях учета модальностей учащихся (Митина Л.М.).

Учителя, как и учащиеся, также имеют различные модальностные характеристики, что определяет их особенности в планировании урока, выборе способов подачи информации, словоупотреблении и т.д. Например:

Учитель-визуал: говорит быстро; использует визуальные указатели; на уроке часто смотрит вверх и влево (относительно себя); охватывает большой объем содержания; придает цельность форме; не теряет обратной связи с учениками; часто меняет таблицы; использует много наглядности на уроке; опрятен; цвет и стиль одежды подобраны; рабочее место организовано, упорядочено; вещи располагает в вертикальном порядке; демократичен; предпочитает индивидуальный подход к учащимся.

Учитель-кинестетик: говорит медленно; на уроке часто смотрит вниз и влево (относительно себя); использует разнообразные жесты; вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии; придает значение содержанию; дает задания в группах; использует демонстрации; практичен; после окончания урока не убирает таблицы со стендов; предпочитает комфортную или спортивную одежду; организует несколько рабочих мест в классе; как и визуал делает попытки дифференциации обучения.

Учитель-аудиал: говорит ритмично; на уроке смотрит поверх голов учащихся на противоположную стену в классе; любит дискуссии; организует чтение вслух на уроке; склонен повторять комментарии учеников; начинает поучения со слов: “Сколько раз я тебе говорил…”; отвлекается от темы урока; использует лингафонные системы обучения, аудиозаписи; не ориентирован на внешний вид; рабочее место не организовано; вещи располагает в горизонтальном порядке; чаще авторитарен.

Учитель и ученики могут неточно понимать друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей (говорят на различных сенсорных языках). Использование учителем языка собственной модальности способно обеспечить взаимопонимание только с себе подобными учащимися. В том случае, если информация учителя предоставляется в модальности, которая совпадает с модальностью ученика, то эта часть материала будет понята и усвоена. Если же учитель «не попал в модальность» обучаемого, то возникает пробел в знаниях. Конечно, у многих школьников все сенсорные системы работают на прием информации, однако у каждого есть ведущая или предпочитаемая модальность, от которой зависят многие индивидуально-психологические характеристики школьников.

Согласно результатам исследования Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой , отметки учителей с разным типом межполушарной асимметрии (следовательно, с различной модальностью)2 значительно расходятся для 74% мальчиков и 50% девочек. Левополушарные учителя в 82% случаев лучше оценивают школьников своего типа, правополушарные и равнополушарные учителя в 73% случаях дают положительную оценку себе подобным учащимся. Для учителя главным является его способность научить школьников по данной методике: «люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своими особенностями, а с проблемностью отстающих учащихся. В результате этого у школьников, постоянно страдающих от неуспеха, снижается учебная мотивация. К сожалению, исследования констатируют тот факт, что учителя, как правило, завышают оценки себе подобным школьникам и занижают оценки учащимся с другой мозговой организацией (закон нейропсихологического взаимодействия).

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.

Например, это можно сделать так. После прочтения текста учащиеся рассказывают о своих впечатлениях, отвечая на вопросы:

Визуал – Где он себя видел?

Аудиал – Что он слышал вокруг?

Кинестетик – Что он чувствовал?

Учитель вопросами помогает учащимся перейти во время рассказа в другие модальности:

Визуалу – Что ты слышал? Что чувствовал?

Аудиалу – Что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями.

Кинестетику – Опиши, как выглядела поляна? Какие звуки окружали тебя?

Еще пример. Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации – основной ключ к академическому успеху. Одна из важнейших задач учителя - научить школьников с любой модальностью визуализировать запоминаемую информацию, проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом. Чем ярче и сильнее будет эмоциональное и образное подкрепление запоминаемой информации, тем выше успех в обучении. Ученик с кинестетической памятью способен запоминать учебный материал через двигательную активность. Этот вид памяти особенно развит у детей младшего школьного возраста. Следует научить школьников «транслировать» знакомую им кинестетическую память в аудиальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Ученик с аудиальной память использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он «мысленно выбирает кассету с ответом» и аудиально «прокручивает» всю информацию, пока не получит ответ. Учителя обычно склонны преподавать аудиально, а экзаменовать визуально и в другой последовательности. Ученик, запомнивший информацию аудиально, вынужден транслировать информацию в другую модальность, что вызывает затруднения (Грановская Р.М.; Ливер Б.Л., и др.).

В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учащимся.

Например, учитель начальных классов В.А. Сотникова (г. Тверь) на уроках литературы использует:

- Для правополушарных визуалов: использование наглядности (свечи, портреты), сравнение образов, свобода мыслей, инсайт, догадки, варьирование интонацией голоса, обращение к прошлому, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?», «что заметили?», «что общего?».

- Для правополушарных кинестетиков: поощрение в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и учителя, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха отбивается учащимися рукой или ногой, школьники могут стоять во время урока или отвечать сидя, использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело», «ощутите себя маленькой частицей» и т.д.

- Для левополушарных аудиалов: чтение стихов, дискуссии, работа хором, варьирование громкости голоса, паузы в речи, прогноз темы на будущее, формулировка выводов, обучение и проверка других, нахождение фрагментов текста, цитирование строк (детализация), несогласие с мнением класса, звук колокольчика, анализ звуков («завыла как дитя…»), использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?».

Так В.А. Сотникова описывает летний лес на уроке естествознания: «Представьте себе голубое небо, желтое солнце, зеленую листву на деревьях, а на поляне белые ромашки и фиолетовые колокольчики (для визуалов). Почувствуйте, как солнце пригревает ваши плечи, как вы босыми ногами идете по шелковой траве, как трогаете руками шершавую поверхность ствола, как пахнут цветы, какая вкусная и сочная земляника (для кинестетиков). Послушайте, как поют птицы, жужжат пчелы, ветер шумит в кронах деревьев (для аудиалов)».

Учитель Н.В. Макарова (г.Тверь) на уроках ознакомления с окружающим миром предлагает не просто запомнить и объяснить правила поведения в лесу, а дает возможность «почувствовать», «увидеть» и «услышать» эти правила, используя слова, соответствующие модальностным характеристикам учащихся: «Закройте глаза, представьте, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зернышке под теплым снежным одеялом. Что вы чувствуете? Какой сон вы видите? Слышите ли вы что-нибудь под снегом? (Учащиеся отвечают на вопросы вслух, не открывая глаз). Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, душно, тесно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечами, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что вы ощущаете? Что вы видите вокруг? Какие звуки вас окружают? А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идет в лес?».

Учащиеся хором проговаривают краткие правила поведения в лесу, отбивают ритм руками (ногами), учитель звенит в колокольчик. Далее дается домашнее задание: «Нарисовать плакат на тему «Уважайте природу!», придумать название и двигательный (или музыкальный) ритм к этому плакату».

Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. Именно от мастерства, творчества и энтузиазма учителя зависит то, как он будет предоставлять информацию на уроках, например, математики через обоняние, вкус и осязание ученику-кинестетику; или наглядно демонстрировать логарифмы ученику-визуалу.

Формирование учебной мотивации школьников на результативном этапе урока

Результативный этап урока является диагностирующим в деятельности учителя и определяющим прогнозы на будущее. Ученики также корректируют учебную деятельность при помощи учителя: их осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности, т.е. сформировать мотивацию к дальнейшему учению.

Перед учителем стоит задача организовать процесс обучения таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в позитивный эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Постоянная установка учителя на поиск ошибок, а учеников – на уменьшение возможности их сделать, приводит к формированию исполнительского стиля у школьников и снижению учебной мотивации.

К. Ханнафорд считает, что «проверки, ориентированные на простое заучивание, провоцируют развитие мышления низкого уровня – «обучение для проверки». Следовательно, ученик не дополучает практического умения мыслить на высоком уровне. Стресс, вызванный постоянными контрольными работами, снижает способность школьников видеть решение проблемы с точки зрения более широкого контекста» (Ханнафорд К.).

Тем не менее, итог учебной работы обычно сводится к оценке (отметке). Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Учащиеся ждут, что оценят не только итог, но и их личные усилия в процессе деятельности (концентрация внимания, терпение, усталость, степень затраченных сил и времени, эмоциональный вклад и т.д.).

Оценивая правополушарных учащихся, рекомендуется использовать следующие приемы проверки: вопросы «открытого» типа, творческие отчеты, графическое отражение собственных достижений и.т.д. Визуал должен «увидеть» результат своей учебной деятельности в цветном изображении, а кинестетик - «ощутить» через самостоятельное изображение результата, например, в графике.

Оценивая левополушарных учащихся, можно использовать задания с неограниченным временем выполнения, вопросы «закрытого» типа (тесты), самооценку, анализ и оценку деятельности одноклассников и т.д.

При оценивании знаний школьников учителю следует учитывать, что существует гипотеза Д. Грея о более высокой чувствительности правополушарных учащихся к поощряющим стимулам, а левополушарных – к наказывающим.

К сожалению, «в современном образовании количественная оценка (отметка) часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на него» (Якиманская И.С.).

В рамках экспериментального исследования дифференцированного подхода к обучению нами была также исследована динамики мотивационного компонента учебной деятельности в 2-х экспериментальных классах (64 человека), в которых обучение школьников проводилось на основе различий в модальностных характеристиках, и в 2-х контрольных классах (61 человек), в которых индивидуальные различия школьников не учитывались. Во первом полугодии первого класса, а затем во втором полугодии третьего класса (через три года обучения) учащиеся экспериментальных и контрольных классов отвечали на вопрос анкеты: «Нравится ли тебе учиться в школе?».

Утвердительно ответили на вопрос 95% первоклассников экспериментальных классов и 97% первоклассников контрольных классов. Однако во втором полугодии третьего класса дали положительный ответ 84% учащихся экспериментальных классов и всего 68% учащихся контрольных классов. То есть, мотивационный компонент учащихся экспериментальных классов более устойчив по сравнению с мотивационным компонентом учащихся контрольных классов, в которых отрицательная динамика мотивов к учению выражена сильнее (Сиротюк А.Л.).

Л. Ллойд обращает внимание на то, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически». И называет это – «обучение целого ребенка». И далее: «При обучении эмоции, чувства, собственное мнение и опыт учащихся также важны, как и научные факты и концепции» (Ллойд Л.).

Таким образом, многосенсорное обучение, ориентированное на группу учащихся с определенными модальностными характеристиками, дает им возможность раскрыть свои способности и создает ситуацию успеха, что, в свою очередь, формирует устойчивую учебную мотивацию.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту