Шаблоны для Joomla 3 здесь

Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте

Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.

А.В. Семенович пишет о том, пространственные представления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела», начиная с внутриутробного развития. Базовый для пространственно-временных представлений фактор как система координат складывается поэтапно в ходе лежания-сидения-ползания-стояния ребенка. Внутриутробное положение – 0 градусов, 45-градусный разворот происходит в момент рождения, 90-градусный разворот - в процессе сидения и ползания, 180-градусный разворот в момент перехода к прямохождению, разворот в 360 градусов в момент овладения пространством, находящимся сзади (Семенович А.В.).

Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собствен­ного тела (соматогнозис). Дети познают себя и собственное тело через различного рода ощущения: боль или дискомфорт, напряжение или расслабление, голод или сытость, сырость или сухость, ощущение горячего или холодного, сладкого или кислого, а также через различные соприкосновения с другими людьми.

Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, - это взаимодействие с внешним пространством. Данный этап развития ориентировки в пространстве осуществляется за счет зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов. Здесь пространственные представления касаются взаимоотношений между двумя или несколькими предметами, находящимися в окружающем пространстве, а также нахождения внешних объектов по отношению к собственному телу. Дети оперируют такими понятиями, как «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева» и т.д.

Сначала формируются представления вертикали («верх-низ»), затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития пространственных представлений детей на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом(структурно-топологические представления).

И, наконец, третий уровень – уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи. Оно включает все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительно­го (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные категории и т.д. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи детей позднее, чем такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко» и т.п.

Развитие пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, прикосновений и т.п. Детям до 7-ми летнего возраста необходимо как можно больше играть в пространственные игры и находиться в трехмерном пространстве (детская площадка во дворе, лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т.д.), а также как можно меньше взаимодействовать с плоскостью (телевизор, компьютер, плоскость листа и т.д.).

А.В. Семенович в развитии у ребенка пространственных представлений предлагает использовать различные «маркеры», которые «заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно». В качестве «маркеров» могут выступать часы, браслет или ленточка на левой руке, а такие понятия, как «голова», «потолок», «Солнце» или «ноги», «пол», «земля» помогут определить ребенку где верх, а где низ.

Таким образом, в норме к 6–7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6–7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх – низ», «правое – левое», «спереди – сзади» и т.п. Развитие пространственных представлений является необходимым условием формирования пространственного мышления.

Упражнения для развития пространственных представлений

Неотъемлемой частью формирования пространственных пред­ставлений являются упражнения, выполняя которые дети могут творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картин­ки, мозаики и т.п. Прыжки на фитнес-мячах в разных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) также влекут за собой развитие ориентировки в пространстве.

«Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количе­ство детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет дей­ствия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предла­гается вслух проговаривать название направления, в котором они пе­редают мяч.

«Сторона предмета». Детям предлагают определить правую и левую сторону предмета (стол, окно, класс и т.д.). Взять книгу обеими руками и показать правую и левую стороны книги.

«Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь нахо­дится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

«Лево-право». Детям предлагается сесть в круг и выполнять задания инструктора: «Левой рукой покажите правое ухо, правой рукой – правый глаз, правой рукой – левую пяточку и т.д.».Усложнение: «Левой рукой покажите левый локоть соседа слева. Правой рукой покажите левое колено соседа справа и т.д.».

«Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; спра­ва от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

«Клад». В помещении прячется игрушка или конфета (клад). Ребенку предлагается найти «клад», следуя инструкциям, например: «Сделай два шага вперед, один шаг направо, два шага налево и т.д.».

«Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует об­судить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?.. А слева?» и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний пра­вый угол впереди» и т.д.

«Моя рука, твоя рука». Дети разбиваются на пары, и сидя лицом друг к другу, определяют по указанию инструктора сначала у себя, потом у партнера левую руку, правое плечо, левое ко­лено и т.д.

«Правильное зеркало». Дети разбиваются на пары, стоя или сидя друг на­против друга. Один из них - ведущий, второй - ведомый. Если ведущий переносит свою правую руку вправо, то ведомый свою левую – влево и т.д. Движения вверх, вниз, к себе и от себя будут иден­тичными. Затем дети меняются в парах.

«Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяет­ся: «То, что ведущий будет делать левой рукой, ты будешь делать своей левой ру­кой (оба поднимают левые руки), а то, что ведущий будет делать правой ру­кой, ведомый - правой (поднимаются правые руки)». Затем дети меняются в парах.

«Слепой рисунок». Дети разбиваются на пары. Одному из них предлагается рисовать фломастером на листе бумаги несложный рисунок с завязанными (закрытыми) глазами по инструкции другого. Инструкция должна включать слова: «над», «под», «слева», «справа», «верх», «низ». Например: «Проведи линию налево, вверх, направо и вниз». Затем дети меняются в парах ролями.

«Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с тре­тьей клетки: одну клетку вправо... две - вниз... одну - влево» и т.д. Бо­лее сложный вариант - движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну - налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь.

«Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

- сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем - левой;

- ребенок рисует в направлении, противоположном тому, кото­рое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз).

- после того как освоено выполнение графических диктантов од­ной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки - в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука - по инструкции, а левая - в противопо­ложную сторону и наоборот.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту