Шаблоны Joomla 3 тут

Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста

В последнее время одной из широко обсуждаемых проблем практической психологии является роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей. Мозжечок (от лат. «cerebellum» - малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.

Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие:

- в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;

- в регуляции поведения, эмоций и внимания;

- в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;

- в обеспечении сенсо-моторных и рече-двигательных координаций;

- в формировании схемы тела;

- в моторном планировании, в том числе, в планировании временем движения.

За счет двусторонних и односторонних связей мозжечка с различными структурами головного мозга он участвует в оптимизации взаимоотношений между корой больших полушарий, средним мозгом, лимбической системой, стволовыми структурами, анализаторными системами и т.д. При этом происходит возбуждение одних центров и торможение других.

Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова и Л.А. Калашникова в результате нейропсихологического исследования больных с мозжечковым инфарктом убедительно доказали участие мозжечка:

- в динамической интегративной организации психической деятельности (внимание, счет, динамические составляющие речи, динамический праксис, объем текущего запоминания, память на прошлые знания);

- в обеспечении пространственных функций (актуализация зрительных представлений; реализация структурно-топологических, метрических, проекционных и координатных параметров пространственной организации);

- в осуществлении контроля и программирования психических процессов (при дефиците контроля отмечались контаминации и конфабуляции при актуализации следов памяти; при дефиците программирования – нарушения реализации психического акта в двигательной, мнестической и интеллектуальной сферах).

Далее Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова и Л.А. Калашникова выдвинули предположение о том, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.

Работа Ю.В. Зуевой, Н.К. Корсаковой и Л.А.Калашниковой согласуется с исследованиями HLeinerALeinerRDowSParadisoN.CAndreasenD.SLearyD.DWhite и др., рассматривавшими развитие мозжечка в филогенетическом контексте появления вербальных коммуникаций и социально опосредованной деятельности мозга.

Исследования при помощи позитронной эмиссионной томографии продемонстрировали повышение метаболизма, скорости кровотока и функциональной активности мозжечка в процессе различных когнитивных нагрузок (чтение, подбор смысловых глаголов к существительным, активация рабочей памяти, счет «про себя», мысленная имитация игры в теннис, речь вслух или «про себя»), что подтверждает его участие в процессе обучения.

Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости; снижению памяти и внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии и сидении, неуклюжести, поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия)расстройствам, что, несомненно, приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации.

Известны исследования JSchmahmannS.RSniderD.RWeinbergerJ.EKleinmanD.JLuchins и др., показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности.

К основным причинам мозжечковых нарушений можно отнести внутриутробную дефицитарность развития, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунныеболезни, опухоли, сосудистые заболевания, врожденная гипоплазия и т.д.

В целом, можно говорить не только о роли мозжечка, но и о роли глубинных структур мозга в реализации психической деятельности человека (гиппокамп, таламус, гипоталамус и др.), которым Е.Д. Хомская придает особое значение и называет их изучение «делом будущего».

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, то есть старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис, и работает под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга .

Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период, а развитие сенсо-моторных координаций является следующим этапом (по Л.С. Выготскому - пластом) и имеет немаловажное значение для реализации психической деятельности, мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями.

Мозжечковая стимуляция включает в себя:

- развитие крупной и мелкой моторики, равновесия и координации движений, схемы тела, выразительности движений, чувства ритма;

- овладение способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика), приемами мышечного расслабления и эмоционального раскрепощения;

- формирование умения дифференциации качества движений (быстрые-медленные, сильные-слабые, мягкие-жесткие и т.д.);

- мысленного представления (!) деятельности с воображаемыми предметами.

Интересный факт. В своем время Б.Н. Клоссовский экспериментально доказал, что мозг котят и щенят, подвергнутых мозжечковой стимуляции, увеличивается от 22,8% до 35% по сравнению с контрольной группой.

К средствам мозжечковой стимуляции можно отнести:

- прибор «Постурограф», созданный для оценки и тренировки равновесия, координации движений, мышечного чувства;

- балансирная доска Ф. Билго, направленная на развитие координации, навыка балансирования и ловкости (Learning Breakthrough («прорыв в обучении»);

- интерактивная платформа Wii Fit, содержащая четыре категории упражнений: аэробика, физические упражнения, йога и игры, улучшающие баланс тела;

- комплект оборудования «Тренажерно-информационная система», включающая устройство для развития вестибулярного аппарата (вестибулярная платформа).

Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве:

- по вертикали (прыжки на батуте, перемещения на пружинящих снарядах, прыжки на мягкие маты, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям (горка);

- по горизонтали (прыжки на фитнес мячах, перемещения на роликах, велосипедах и самокатах);

- вращение вокруг своей продольной оси (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски);

- вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед в воде или на перекладине при помощи инструктора);

- маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак);

- уменьшение чувства гравитации, или частичная «невесомость» (плавание, прыжки на батуте и фитнес мячах, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям).

Интересно отметить, что дети сами выбирают наиболее предпочтительные для себя вестибулярные упражнения: кто-то любит кататься на качелях, кто-то – прыгать на кровати, а кто-то – кружиться или нырять.

У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях, и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса.

Однако если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, тошнота, головокружение), страх или неудовольствие, то вращательную нагрузку следует в данный момент прекратить, в дальнейшем уменьшить, постепенно увеличивая от занятия к занятию.

Приведем фото-примеры упражнений для мозжечковой стимуляции из собственного опыта работы с детьми в психологическом центре «Тверские дети».

Прыжки на батуте

Прыжки на фитнесмячах

Катание на качалках

Вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя)

Удержание равновесия на балансировочных подушках

Удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе

Прокатывание «бревнышком»

Ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную.

Прокатывание «солдатиком»

Ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную.

Прокатывание «колобком»

Ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную.

В заключении можно отметить, что мозжечковая стимуляция, являясь базальным уровнем развивающей работы с детьми, должна быть системной и начинаться в раннем детском возрасте.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту