Шаблоны Joomla здесь

Избежать гипоксии во время родов практически

невозможно, можно только минимизировать потери

(Ефимов О.И.).

Внутриутробный период развития (начиная с момента зачатия), особенно его первый триместр, определяет ход всего последующего онтогенеза ребенка. А.В. Семенович называет 3-4-ый месяцы внутриутробного развития «критической точкой» развития, в которой «функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики» (Семенович А.В.).

Наличие повреждающих факторов во время беременности способствует возникновению последующего отклонения психического развития ребенка. Согласно теории П.К. Анохина  о гетерохронности развития различных отделов мозга, существует определенная связь между сроками воздействия факторов риска и характером последующих неврологических расстройств. Известно, что неблагоприятные воздействия в первый триместр внутриутробного развития могут послужить причиной возникновения детских церебральных параличей и умственной отсталости, а во второй и третий триместры - минимальных мозговых дисфункций и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Если фразовая речь возникла у девочки к полутора,

у мальчика к двум годам, они умны

(Гарбузов В.И.).

Речевое развитие детей начинается с первых дней его жизни; является сложным, непрерывным и естественным процессом; характеризуется определенными возрастными этапами. Так, фонематический слух, являясь функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи.

В современной детской психологии известно, что каждая психическая функция должна пройти своевременное и полноценное развитие в определенном возрасте для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие ребенка. Например, тактильные функции, кинестетическое и предметно-зрительное восприятие должны быть сформированы к 4-5 годам, а соматогностические функции (восприятие тела) – к 6 годам (Ефимов О.И.). К 6-7 годам ребенок должен изучить не только основные цвета (развитие цветового восприятия), но и их оттенки (лиловый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый и т.д.). В.Г. Каменская указывает на то, что к четырем месяцам созревает система восприятия желто-синего цвета, к четырем-пяти месяцам – красно-зеленого цвета, что обеспечивает осуществление полноценных зрительных функций, в том числе цветового зрения.

Все хорошо вовремя

(Ратнер А.Ю.)

О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Ф. Лесгафта и др., которые показали влияние моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких также подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. … Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90%)».

Психологические причины школьной неуспеваемости

По мнению детских специалистов различного профиля (неврологов, нейропсихологов и т.д.) существует определенная взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития с другой (Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б.; Цветкова Л.С.; Бадалян Л.О. и др.).

Например, И.В. Дубровина  выделяет ряд таких показателей психологической незрелости детей, посту­пающих в школу, как слабое речевое развитие; неразвитость тонкой моторики; неправильное формирование способов учебной рабо­ты (испытывают трудности, связанные с ус­воением правил); отсутствие ориентировки на способ действия и слабое владение операциональными навыками; низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту