Шаблоны Joomla 3 тут

Возрастная периодизация психического развития детей

Периодизация развития и основные характеристики возрастных периодов от рождения до 5 лет представлены в таблице ниже:

Возраст

Основная характеристика возрастного периода

Развитие движений

0-1,5 месяцев

Безусловно-рефлекторный период. Врожденное беспорядочное движение руками и ногами, лежа на спине.

2 месяца

Начало ориентировочной деятельности, включение в работу элементарных уровней коры мозга.

3-4,5 месяцев

Включаются в работу двигательные системы мозга. пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок высоко поднимает голову, лежа на животе; играет со своими руками, осматривает их. Продолжается развитие ориентировочной деятельности. Расширяется сфера окружающего пространства.

5-5,5 месяцев

Активизируется созревание теменных структур мозга. Начинается освоение схемы тела, продолжается развитие предметной деятельности.

5,5-6,5 месяцев

Созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей. Ориентировочная деятель­ность приобретает более сложный характер. Идет подготовка к сложной предметной деятельности.

6,5-7,5 месяцев

Период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Еще более активизируется теменная доля мозга.

7,5-8,5 месяцев

Теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми (кинестетический и кинетиче­ский праксис). Ребенок может сидеть без поддержки. Усложняются двига­тельные координации. ребенок поднимает предмет двумя рука­ми. Стоя на ножках, ребенок делает попытки пружинить на них.

8,5-9,5 месяцев

К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. Появ­ляется произвольность и владение телом. Ребенок перевора­чивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а имен­но хлопки в ладоши (жестовая коммуникация).

9,5-11 месяцев

Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Начинается период ползания. Совершенствуется пальцевый праксис. Предметная деятельности достигает в этот период сложных форм («пинцетный захват» пальцами).

11-12 месяцев

Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение (попытки вставать и ходить). В предметной деятельности идет совершенствование кис­тевого и пальцевого праксиса (бросание).

1-1,5 года

Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Совершенствуется манипуляция предметами (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.), координация дви­жений (подкорковые структуры мозга, мозжечок). Ребенок встает на ножки самостоятельно, ходит. В предметной деятельности намечается тяга к образу. появляют­ся попытки рисовать (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятель­ность. ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика.

1,5-2 года

Происходит освоением рельефа, что обусловлено формированием ассоциативных связей между теменно-премоторными и затылочными зонами. приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, дер­жась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук. ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.

2-3 года

Период первых «трюков». Активное развитие подкорковой и мозжечковой двигательных систем обеспечивают сложные двига­тельные координации. ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия, спускается по лестнице приставным шагом; пытается поймать мяч, который катится к нему; строит башенку из 4-х кубиков.

3 года

Период первых двигательных автоматизмов. Ребенок может стоять на одной ноге, вставать на цыпочки, пинать мячик одной ногой, крутить педали трехколесного велосипеда, раскатывать пластилин в «колбаски», резать бумагу ножницами.

Развитие мышления

0-2,5 месяцев

Доказательных знаков проявления мышления нет.

3-6 месяцев

Первые зачатки мышления (мотивированное поведение. желание дотронуться до предмета, обратить на себя внимание взрослых). Робкие зачатки лобных долей мозга – сознание и осознание.

6-12 месяцев

Понимание слов, запоминание предметов и событий. Развитие предметного мышления. Начало формирования связей лобных долей мозга со зрительной (затылочной) и сенсомоторной (теменно-премоторной и височной) областями.

1-1,5 года

Укрепление памяти. Потребность целенаправленной деятельности. строит башенки из кубиков, пытается есть ложкой и т.д. Попытки контролировать свою деятельность и исправлять ошибки. Формирование множественных ассоциативных связей лобных долей мозга с «внелобным мозгом», активация вертикальных связей с эпицентрами функции памяти и аффективной сферы.

1,5-3 года

Классификация предметов по функциям, цветам и т.д. Формирование базисного причинно-следственного свойства мышления (возникает вопрос «Почему?»). Развитие осознания себя, а также понятийно-категориального мышления (что такое еда, животные и т.д.) и наглядно-действенного мышления (желание самостоятельно действовать, подражая взрослым. одеваться, собирать мозаику и т.д.).

3-5 лет

(При условии нормального развития речи). Овладение значительного числа образов и сложных понятий. Способность делать умозаключения. Преобладание наглядно-образного, чувственного, правополушарного мышления.

Развитие речи

0-6 месяцев

Потребность слышать речь. Гуление как врожденный рефлекс. Преобладание гласных звуков.

6 месяцев-1 год

период синтетического (синкретического) познания речи. Лепет как попытка подражания речи, реализуемая с участием двуполушарной коры мозга. Однако преимущественное участие в организации лепета принимает подкорковый уровень мозга. Подготовка речевого механизма к сложным речевым актам. Понимание слов и простых фраз. Появление отдельных слов. Необходимы разнообразные звучащие игрушки.

1-1,5 года

Подражание животным (мычание, рычание, жужжание, шипение и т.д.). Продолжение подготовительного этапа и начало собственного речевого.

1,5-2 года

Лепетные слова, ритм и интонации близки к настоящим словам. Совершенствование интонации речи и жестов.  Первые слова из 2-х и 3-х неповторяющихся слогов. Эхолалическая имитация речи (повторение без понимания). Произнесение слов происходит без деления на звуки.

2-3 года

Период осмысленной речи. Слова выполняют смысловую роль. Слова еще не делятся на звуки. Ребенок должен слышать большое разнообразие шумов как основу для развития речи (шипение, свист, звон, скрип, удар, голоса животных и птиц, звуки природы, ритмы и т.д.). Активное овладение звуками речи, что предполагает повышение активности слуховых (височных) долей мозга обоих полушарий. Первые попытки соединять слова в предложения. 

3-5 лет

Возраст речевого взрыва, период нерасчлененного фонетико-фонематического развития.  Активизация речевого механизма и появление фразовой речи. Появляется обобщающая функция слова. Речь становится развернутой, диалогической и монологической. Устанавливаются отношения между словами, действиями, предметами, людьми. Развивается фонематический слух. Фонетико-фонематическое восприятие и воспроизведение звуков речи разделяется на фонетическое и фонематическое, что является базой для овладения чтения и письма. Для ребенка важны книги, мультфильмы, театр и т.д. Функционально активны все речевые зоны мозга, а также те, которые обеспечивают предметно-образно-логическое содержание высказываний (височно-затылочные доли обоих полушарий). Координирующая, регулирующая и мыслительная роль принадлежит лобным долям мозга.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту