Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Схема нервно-психического развития детей первого года жизни

Что ребенок должен уметь делать в процессе своего развития? Характеристики нервно психического развития детей в разном возрасте представлены в таблице ниже:

Возраст

Основная характеристика возрастного периода

10 дней

Зрительные ориентировочные реакции. Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 сек. Движения глаз скачкообразные.

Слуховые ориентировочные реакции.Вздрагивает и моргает при резком звуке.

18-20 дней

Зрительные ориентировочные реакции.Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) в течение 5-10 сек.

Слуховые ориентировочные реакции.Слуховое сосредоточение в течение 10-15 сек.

1 месяц

Зрительные ориентировочные реакции.Плавно следит за движущейся игрушкой, не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево.

Слуховые ориентировочные реакции.Прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 сек.), движения заторможены.

Эмоции и социальное поведение.Первая улыбка в ответ на речь взрослого за 3-4 обращения к нему.

Движения общие.Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 сек.).

Подготовительные этапы развития активной речи.Издает отдельные звуки в ответ на обращение к нему взрослого. Допустима отсроченная реакция.

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции.Длительное зрительное сосредоточение:смотрит на игрушку в течение 20-25 сек., поворачивая голову вправо и влево.

Слуховые ориентировочные реакции.Сосредоточенно слушает в течение 5-10 сек., поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет его глазами, пытается «увидеть».

Эмоции и социальное поведение. Широко и длительно улыбается после 2-3-х обращений к нему взрослого. Случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15-30 сек. Движения заторможены.

Движения общие.Лежа на животе, поднимает и удерживает голову не менее 5 сек.

Подготовительные этапы развития активной речи.Повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зрительные ориентировочные реакции.После 2-3-х обращений смотрит на лицо взрослого в течение 10 сек.

Эмоции и социальное поведение.Проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение. Ищет глазами другого ребенка, издающего звуки.

Движения руки.Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

Движения общие.Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин.). Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого) в течение 30 сек.

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции.Радуется матери или близкому человеку. На знакомого человека смотрит выжидающе. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется руками.

Слуховые ориентировочные реакции.Поворачивает голову в сторону источника звука, находит его глазами, слушает в течение 2-3 сек. По-разному реагирует на музыку: спокойно слушает колыбельную; оживляется при звуках плясовой. После окончания музыки комплекс оживления сохраняется в течение 5-10 сек.Эмоции и социальное поведение.Рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим; при­ходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 минуты и более. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает его, радуется, тянется к нему.

Движения руки и действия с предметами.Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Движения общие.То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

Подготовительные этапы развития активной речи.Гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним взрослого.

Навыки и умения в процессах.Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции.При виде знакомого взрослого радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, ребенок хмурится, может заплакать.

Слуховые ориентировочные реакции.Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи.

Эмоции и социальное поведение.Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку. Находит глазами ребенка, издающего звуки; рассматривает его, меняет положение, гулит, повторяет за ним звуки.

Движения руки и действия с предметами.Смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной рукой).

Движения общие.Сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки не менее 1 мин.

Подготовительные этапы развития активной речи.Подолгу певуче гулит; длительно нараспев произносит гласные звуки.

Навыки и умения в процессах.Ест с ложки полугустую и густую пищу, открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу.

6 месяцев

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции.Услышав свое имя, радуется, бы­стро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

Движения руки и действия с предметами.Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Движения общие.Быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого. Передвигается, переставляя руки или немного проползая вперед. Смотрит на игрушку, пытается достать.

Подготовительные этапы развития активной речи.Произносит отдельные слоги; однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Навыки и умения в процессах.Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи, выпивает всю порцию.

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами.Многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин.).

Движение общие.Ползает много, быстро, в разных направлениях. Сразу или после рассматривания игрушки ползет вперед к ней; делает четкие движения руками и ногами. Энергично и быстро меняет направление движения.

Подготовительные этапы развития понимания речи.На вопрос: «Где?» - находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

Подготовительные этапы развития активной речи.Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Навыки и умения в процессах.Пьет из чашки, которую держит взрослый, прикасается губами к краю чашки.

8 месяцев

Эмоции и эмоциональное поведение.Смотрит внимательно на другого ребенка. Движения могут быть заторможены. Иногда повторяет слоги. Смеется, глядя на соседа; подражает его действиям, тянется к игрушке.

Движения и действия с предметами.Игрушками занимается долго; разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч, сбрасывает крышку с бидончика и др.

Движения общие.Может сесть и лечь разными способами. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, цепляясь руками за перекладину. Встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Переступает, держась за барьер. Идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.

Подготовительные этапы развития понимания речи.На вопрос: «Где?» - находит несколько предметов на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.

Подготовительные этапы развития активной речи.Громко, четко и повторно произносит различные слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).

Навыки и умения в процессах.Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции.Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию. Тихо слушает спокойную мелодию.

Эмоции и социальное поведение.Догоняет другого ребенка, ползет к нему навстречу; подражает его действиям и движениям.

Действия с предметами.С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает и др.

Движения общие.Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. Смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, приставным или чередующимся шагом. Делает два-три перехода.

Подготовительные этапы развития понимания речи.На вопрос: «Где?» - находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения. Знает свое имя; идет к тому, кто зовет. На чужое имя не реагирует.

Подготовительные этапы развития активной речи.Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин. повторяет слоги.

Навыки и умения в процессах.Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее. Спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать.

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение.Действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия.

Действия с предметами.Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

Движения общие.Идет вперед с поддержкой за обе руки.

Понимание речи.На просьбу: «Дай ...» - находит знакомые предметы среди других и дает их.

Подготовительные этапы развития активной речи.Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка. Слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин. повторно произносит два-три сочетания слогов.

Навыки и умения в процессах.Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение.Радуется приходу детей; смотрит на них; ждет, пока приведут. Избирательное отношение к детям: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает.

Действия с предметами.Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень. Сам или по инструкции выполняет два действия (не менее): накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.

Движения общие.Стоит самостоятельно. Оставленный без опоры, не падает в течение 5 сек., ноги расставлены, руки балансируют. Делает первые самостоятельные шаги.

Понимание речи.По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и пр. Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек. Ребенок находит однородные предметы в комнате (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

Активная речь.Произносит первые слова-обозначения, например, «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции.Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого, мать. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

Эмоции и социальное поведение.Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку.

Действия с предметами.Самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (баюкает куклу, мишку, собачку и др.).

Движения общие.Ходит самостоятельно (без опоры) чередующимися шагами, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

Понимание речи.Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения (найди, принеси, отдай тете, положи на место). Понимает слово «нельзя» и сразу или после 2-3-х повторений прекращает действие.

Активная речь.Легко подражает новым слогам. Допустима отсроченная реакция.

Произносит 5-10 облегченных слов. При показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.

Навыки и умения в процессах.Самостоятельно пьет из чашки: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол.

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту