Расширения Joomla 3

Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни

Психологическое исследование соответствия уровня развития ребенка возрастной норме имеет большое значение в ранней диагностике отклонений в развитии, а также в отслеживании дальнейшего становления психоневрологических функций при применении эффективной реабилитации. В таблице ниже представлено описание нормального развития психоневрологических функций у детей:

Возраст

Крупная моторика

1-4 недели

Все безусловные рефлексы вызываются, рефлексы симметричны

1 месяц

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит,
но удержать ее не может, роняет и поворачивает голову в сторону

1 месяц

Пытается поднимать голову, лежа на животе

1,5 месяца

Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе,
удерживаетее 10-20 сек., ноги при этом напряжены

2 месяца

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под
грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 месяца

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)

2,5 месяца

Лежа может опираться на предплечья (несколько минут)

3 месяца

Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

4 месяца

Появляется опора на ноги

4,5 месяца

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 месяца

Переворачивается на бок

5 месяцев

Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5,5 месяцев

Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

6 месяцев

Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку

6 месяцев

Сидит при пассивно приданной позе

6,5 месяцев

Переворачивается со спины на живот

7 месяцев

Переворачивается с живота на спину

7 месяцев

Ползает без включения тазового пояса

7,5 месяцев

Синхронно ползает по-пластунски

7,5 месяцев

Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок

8 месяцев

Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие

8 месяцев

Стоит в позе на коленях (на четвереньках)

8,5 месяцев

Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

9 месяцев

Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно

10 месяцев

Стоит у опоры, встает самостоятельно

11 месяцев

Стоит самостоятельно

11,5 месяцев

Ходит с поддержкой

12 месяцев

Ходит самостоятельно

1 год 3 месяца

Ходит длительно, поворачивается

1 год 6 месяца

Перешагивает через препятствия

1 год 10 месяцев

Пытается бегать

1 год 11 месяцев

Поднимается и спускается по лестнице приставными
шагами, держась за перила

2 года

Бегает

2 года

Самостоятельно приседает и встает

2 года

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 года 6 месяцев

Стоит на одной ноге без поддержки

2 года 6 месяцев

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 года 6 месяцев

Умеет ездить на трехколесном велосипеде

3 года

Прыгает на двух ногах

4 года

Умеет делать кувырок вперед

4 года

Прыгает на одной ноге

5 лет

Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

1 неделя

Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами

2 месяца

Открывает кулачок

2,5 месяца

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

3 месяца

Иногда захватывает предмет кистью руки

3,5 месяца

Тянется к игрушке, хватает ее рукой

4,5 месяц

Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

5 месяцев

Начинает захватывать мелкие предметы

5,5 месяцев

Перекладывает игрушку из руки в руку

7 месяцев

Активно манипулирует предметами

8 месяцев

Для захвата использует большой палец

8 месяцев

Стучит игрушкой об игрушку

8,5 месяцев

Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой
из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)

9 месяцев

Пытается ставить кубик на кубик

10 месяцев

Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы

11 месяцев

Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

12 месяцев

Может перелистывать страницы у картонной книжки

12 месяцев

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

1 год 2 месяца

Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 год 5 месяцев

Рисует каракули, росчерки

1 год 6 месяцев

Разрывает бумагу

1 год 8 месяцев

Переворачивает по одной странице

2 года

Формируется предпочтение ведущей руки

2 года

По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 года 6 месяцев

«Правильно» держит карандаш

3 года

Копирует круг

3 года

Расстегивает пуговицы

4 года

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 года

Режет ножницами бумагу

5 лет

Копирует треугольник

5 лет

Правильно рисует квадрат

Зрительное восприятие

1 неделя

Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании
глаз стремится повернуться к источнику света

1 месяц

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке,
недолгое прослеживание её глазами

1,5 месяцев

Прослеживание взглядом движения по горизонтали,
на 40-50 см вправо и влево от средней линии

2 месяца

Длительное сосредоточение взора на предметах

3 месяца

Рассматривает собственные руки, начало
дифференциации движений пальцев

3,5 месяца

Тянется к игрушке

4 месяца

Останавливает взгляд на объекте и подолгу
рассматривает его на расстоянии

4,5 месяца

Игрушку подносит к глазам, рассматривает

5 месяцев

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы,
расположенные в разных местах

6 месяцев

Рассматривает крупные картинки

7 месяцев

Активно захватывает игрушку из любых положений

8 месяцев

Дифференцированно воспринимает близких и знакомых людей

9 месяцев

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

10 месяцев

Узнает себя и близких в зеркале

1 год

Показывает отдельные предметы в быту

1 год 2 месяца

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 год 3 месяцев

Узнает несколько простых картинок (около 5)

1 год 8 месяцев

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

1 год 8 месяцев

Дифференцирует количество предметов

1 год 9 месяцев

Подбирает парные игрушки и картинки

2 года

Узнает знакомые предметы по ТВ

2 года

Знает много картинок (10-15)

2 года 6 месяцев

Понимает смысл простых картинок с действием

2 года 6 месяцев

Узнает контурные, черно-белые изображения

2 года 6 месяцев

Начинает видеть разницу в величине и количестве
на плоскостной картинке

2 года 6 месяцев

Зрительно дифференцирует протяженность и
местоположение предмета

3 года

Узнает перечеркнутые изображения

3 года

Узнает наложенные изображения

3 года 6 месяцев

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает
на наводящие вопросы

4 года

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4 года

Понимает смысл последовательных картинок

4 года 6 месяцев

Может разложить последовательные картинки
по порядку в соответствии с сюжетом

Слуховое восприятие

1 неделя

Вздрагивает и мигает при громком звуке

2 недели

Слуховое сосредоточение

1 месяц

Начало локализации звуков в пространстве

1,5 месяца

Улыбается, когда слышит голос взрослого

2 месяца

Замирает при появлении нового звука на фоне других

2,5 месяца

Узнает тембр голоса матери

3 месяца

После звуковой стимуляции издает гласные звуки

4 месяца

Активно прислушивается к невидимому источнику
звука, поворачивает голову в сторону звука

6 месяца

Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имена

6 месяца

Начало аутоэхолалии

6,5 месяцев

Начинает понимать команды с жестовым подкреплением

7 месяцев

Может имитировать звуки высоких и низких тонов,
громкие и тихие звуки

8,5 месяцев

Плясовые движения под веселую музыку

1 год

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с
определенной интонацией и ритмом

1 год 3 месяца

Повторяет услышанные короткие слова

1 год 5 месяцев

«Вставляет» слова в знакомые стихи

1 год 8 месяцев

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения,
когда слышит их звук

 

Может отстукивать простые ритмы по образцу.

3 года

- простые ритмы

5 лет

- акцентированные ритмы

6 лет

- по устной инструкции

Импрессивная речь

1 месяц

Реакция сосредоточения на голос взрослого,
притормаживает двигательные реакции, «ротовое» внимание

3 месяца

Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением
эмоциональных реакций

4 месяца

Больше реагирует на голос, чем на простой звук,
реагирует на ласковые и строгие интонации

5 месяцев

В ответ на обращенную к ребенку речь возникает
ответная голосовая активность

6 месяцев

Реагирует на свое имя

7 месяцев

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7,5 месяцев

Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого

8 месяцев

Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы

8,5 месяцев

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

9 месяцев

По просьбе находит знакомые предметы, расположенные
в непривычном месте

9,5 месяцев

Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого

10 месяцев

Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках

10,5 месяцев

По указанию взрослых выполняет действия с игрушками

11 месяцев

Понимает команду «нельзя»

1 год

Выполняет много команд по просьбе взрослого

1 год 3 месяца

Показывает несколько частей тела

1 год 6 месяцев

Показывает все части тела

1 год 8 месяцев

Показывает все объекты в быту

2 года

Показывает много картинок

2 года 5 месяцев

Понимает содержательную речь, несложные рассказы

2 года 5 месяцев

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2 года 5 месяцев

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

3 года 5 месяцев

Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях,
которые происходят в другое время или в другом месте

4 года

Может ответить на отвлеченные вопросы, например,
«светит ли ночью солнце?»

5-6 лет

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба»,
«правда», «обман», «радость», «страх»

Экспрессивная речь

1 месяц

Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним

2 месяца

Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит

3 месяца

Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление

4 месяца

Активное гуление

5 месяцев

Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков

5,5 месяцев

Лепет проявляется короткими звуками (гласные
в сочетании с губными согласными)

6 месяцев

Активный недифференцированный лепет

6,5 месяцев

Разнообразный активный лепет (переднеязычные,
заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии

7,5 месяцев

Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»

9 месяцев

Подражая взрослому, учит новые слоги

10 месяцев

Называет людей и предметы слогами

1 год

Говорит около 5 слов (мама, дада)

1 год 2 месяца

Соотносит слоги с определенным предметом

1 год 4 месяца

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1 год 6 месяцев

Говорит около 10 слов (в основном названия)

1 год 8 месяцев

«Телеграфная речь». двухсловные предложения

2 года

Составляет предложения из 3-4 слов

2 года 6 месяцев

Задает вопросы со словами «Кто?», «Где?», «Куда?»
(порядок слов не всегда правильный)

2 года 6 месяцев

Легко повторяет фразы

3 года

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

3 года

Использует отрицательные частицы «не», «ни»

3 года 6 месяцев

Использует прилагательные и местоимения

3 года 6 месяцев

Задает вопросы «Когда?», «Что внутри?», «Почему?»

3 года 6 месяцев

Способен вести диалог со взрослым человеком

3 года 6 месяцев

Использует сложные предложения

4 года

Использует вежливые просьбы

4 года

Использует будущее время

4 года

Использует определение пространства: «на», «под», «за»

4 года 6 месяцев

Читает стихи

5 лет

Появляется соединение простых предложений в сложные

5 лет

Появляются разделительные вопросы

5 лет

Может описать свои чувства

5-6 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия
«счастье», «любовь», «надежда», «ложь»

Интеллект

0-2 месяцев

Формируются простые ассоциации. если кричать, то тебя возьмут на руки

0-2 месяцев

Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени

3 месяц

Начинает различать окружающих. может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей

4 месяца

Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу

4,5 месяцев

Развитие функции активного внимания. поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем

5 месяцев

Начинает догадываться о причине и следствии. если потрясти погремушку - она загремит

5 месяцев

Реакция на новизну. любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка

5,5 месяцев

Следит откуда и куда падает предмет

6 месяцев

После зрительного и тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)

6,5 месяцев

Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет

7 месяцев

Начинает ожидать от близких людей характерных действий. кормления от матери,
индивидуальной игры от каждого члена семьи

7 месяцев

Может узнавать по части целое. ожидает появление целого предмета, увидев только его часть

7,5 месяцев

Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки

8 месяцев

Поиск наполовину спрятанной игрушки

9 месяцев

Запоминает, как реагировать на определенные фразы. поднимает руки, когда слышит фразу «Такой большой»

10 месяцев

Пользуется «указательными жестами»

11 месяцев

Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия
(складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)

11,5 месяцев

Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты,
и ждет его возвращения

11,5 месяцев

В состоянии определить высоту и края предметов

1 год

Узнает значение слов, коротких фраз

1 год

Различает несколько предметов по названиям

1 год

Ищет спрятанную игрушку

1 год 5 месяцев

Тянет в рот только съедобное

1 год 6 месяцев

Узнает простые картинки в книге

1 год 7 месяцев

Может выполнить поручение из 1 действия

1 год 11 месяцев

Различает «один» и «много»

1 год 11 месяцев

Различает «большой» и «маленький»

2 года

Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок

2 года 6 месяцев

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий
(подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)

2 года 6 месяцев

Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника

2 года 6 месяцев

Подбирает цвета по образцу (синий цвет к синему)

3 года

Классификация на 2 группы (по цвету, форме)

3 года 6 месяцев

Классификация на 3-4 группы. по геометрической форме, по цвету

4 года

Легко заполняет доску Сегена

 

Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп)

4 года

- с помощью

4 года 6 месяцев

- самостоятельно

5 лет

Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире»,
«длиннее», «равные», «одинаковые»

Вербальный интеллект

5 лет

Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

6 лет

Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на
функциональные и категориальные свойства объектов

6-7 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений

 

Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?».

6 лет

- с помощью взрослого

6 лет 6 месяцев

- самостоятельно

7 лет

Способен разделять объекты на классы и подклассы   

Конструирование

8,5 месяцев

Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки    

9 месяцев

Пытается ставить кубик на кубик

11 месяцев

Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки    

1 год

Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых
игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку   

1 год 9 месяцев

Строит простые сооружения из кубиков

2 года

Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок     

2 года

Строит по образцу поезд, башенку          

3 года

Строит по образцу мост

3 года

Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку          

3 года 6 месяцев

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3 года 6 месяцев

Строит сложные сюжетные конструкции          

3 года 6 месяцев

Собирает кубики Линка по образцу        

4 года

Складывает картинки из кубиков

4 года

Рисует человечка с туловищем     

5 лет

Рисует человека в одежде  

5 лет

Сюжетные рисунки

Эмоции, коммуникации

1-2 недели

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт. громкий крик
без интонационной выразительности, слез нет

1,5 месяца

Появление ответной улыбки, «ротового» внимания, через некоторое время после «заигрывания» исследователя

2 месяца

На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой

3 месяца

Смеется в голос       

3 месяц

В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления»

4 месяц

«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро       

4,5 месяца

Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами усиления и затухания, в плаче отмечаются 
паузы для восприятия реакции взрослого

5 месяцев

Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул

5 месяц

Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит   

5 месяц

Различает мимику и жесты окружающих           

5,5 месяцев

Реагирует на строгие и ласковые интонации     

6 месяцев

Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы

7,5 месяцев

Тянет руки, чтобы взяли на руки  

7 месяцев

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)

8 месяцев

Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение          

9 месяцев

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

10 месяцев

Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими,
двигательными, голосовыми реакциями

11 месяцев

Машет рукой на прощание

12 месяцев

По просьбе обнимает родителей  

1 год 2 месяца

Появляется сопереживание, утешение    

1 год 3 месяца

Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие     

1 год 4 месяца

Использует «да» (слово, звук, жест)        

1 год 7 месяцев

Помогает в простейших работах (по инструкции)        

1 год 8 месяцев

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами         

1 год 10 месяцев

Активно пользуется жестами        

1 год 10 месяцев

Острая реакция на отсутствие матери     

3 года

Появляется понимание и использование в речи
местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое»           

3 года

Знает свой пол         

4 года

Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми          

4 года 6 месяцев

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы   

5-6 лет

Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству

Самообслуживание

5 месяцев

Может есть с ложки

6 месяцев

Держит бутылочку, из которой сосет      

7 месяцев

Пьет из чашки, которую держит взрослый         

8 месяцев

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)         

9 месяцев

Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)  

1 год

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье       

1 год 2 месяца

С помощью подносит ложку ко рту         

1 год 3 месяца

Пьет из чашки, не проливая          

1 год 3 месяца

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1 год 4 месяца

Моет руки с небольшой помощью           

1 год 6 месяцев

Зачерпывает пищу ложкой

1 год 6 месяцев

Полностью прожевывает пищу    

1 год 9 месяцев

Снимает расстегнутое пальто, куртку     

1 год 10 месяцев

Ест и пьет самостоятельно 

2 года

Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)       

2 года

Просится на горшок в дневное время      

2 года

Самостоятельно моет и вытирает руки   

2 года

Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого

2 года 6 месяцев

Ест ложкой или вилкой самостоятельно (аккуратно)   

2 года 6 месяцев

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) 

3 года

Наливает в чашку воду (не аккуратно)    

3 года

Расстегивает пуговицы      

4 года

Застегивает пуговицы, кнопки, молнию

4 года

Одевается без посторонней помощи        

4 года

Отличает переднюю часть одежды от задней     

5-6 лет

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках         

Игра

3 месяца

Рассматривает вложенную в руку игрушку       

3 месяца

Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка    

4 месяца

Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее      

5 месяцев

Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5 месяцев

Подолгу играет с подвешенными игрушками   

5,5 месяцев

Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает           

9 месяцев

Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям 

9,5 месяцев

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает      

10 месяцев

Усвоение условных действий с игрушками и предметами      

11 месяцев

Играет с несколькими игрушками, одевает кольца на штырь 

1 год

Играет с мячом        

1 год 1 месяц

Строит простые структуры из блоков     

1 год 2 месяца

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками   

1 год 3 месяца

Наблюдает за игрой других детей

1 год 4 месяца

Играет самостоятельно, если рядом взрослый   

1 год 6 месяцев

Начало функциональной игры     

1 год 9 месяцев

Любит катать, перетаскивать игрушки   

1 год 9 месяцев

Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков     

2 года

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.)        

2 года

Делает куличики     

2 года

Собирает закручивающиеся игрушки     

2 года 6 месяцев

Собирает пирамидку по порядку 

2 года 6 месяцев

Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)     

3 года

Совместная сюжетная игра с другим ребенком 

3 года 6 месяцев

Игра с воображаемой действительностью          

3 года 6 месяцев

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)    

4 года

Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)  

4 года 6 месяцев

В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)

4 года 6 месяцев

Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей            

4 года 6 месяцев

«Драматическая» игра. отражает в сюжете сцены из повседневной жизни           

5-6 лет

 

Усвоение способов построения сюжета - опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры. придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)    

6-7 лет

Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий 

© 2018 Тверские дети. Все права защищены. Копирование материала разрешено только со ссылкой на источник.

Поиск по сайту